Компания «Интернет-Фрегат» - производитель и поставщик интегрированных решений, связывающих систему электронного документооборота (СЭДО) с геоинформационными системами (ГИС) с целью построения ГИС автоматизации документооборота для муниципальных нужд.
В компании накоплен уникальный опыт по созданию таких интегрированных решений. Наличие разработанной программной платформы и базового решения дает компании возможность решать любые задачи по автоматизации подразделений муниципальных образований, занимающихся работой с данными, представляемых на карте.
Возможности ГИСЭДО для муниципального управления
Целью интеграции Геоинформационной системы (ГИС) и Системы электронного документооборота (СЭДО) является предоставление пользователям и руководителям универсальной автоматизированной системы, позволяющей оперировать документооборотом, отчетными данными, регламентированными процессами госуправления и бизнес-процессами с привязкой к географической карте, ее объектам и слоям.
В частности, для муниципальных нужд функции системы позволяют обеспечить нормативный юридический, управленческий и отчетный документооборот по таким объектам, как районы и микрорайоны, земельные участки, водоемы, улицы, здания, линии коммуникаций, дороги, распределительные и учетные узлы, капитальные объекты, подотчетные организации и др. К каждому объекту возможно подключить связанную с ним процедуру госуправления, принятия решения, постановки задания на контроль, привязать отчетные данные с правилами их формирования.
Информация из системы может использоваться как для анализа состояния и динамики изменений, так и для оценки окончания процедур, контроля отклонений и оценки результатов. Привязка отчетной информации к карте и ее объектам позволяет провести визуализацию данных, картографическую индикацию состояний, инцидентов и отклонений, и, в целом, облегчить анализ, получение обобщений и детализаций по районам, по объектам в пространстве и во времени.
Такие возможности являются уникальными по сравнению с ранее известными информационными системами обработки данных и управления бизнес-процессами. Они позволяют обеспечить эффективность принимаемых решений, связанных с учетом специфики территориально-распределенных организаций и пространственных объектов.
Принцип интеграции информции в ГИСЭДО
Механизм интеграции заложен в созданной универсальной автоматизированной системе (далее – Система), включающей в себя в качестве основных элементов системы управления документооборотом и бизнес-процессами, например, системы электронного документооборота (СЭДО) DocsVision и некоторой геоинформационной системы (ГИС), например MapInfo Professional, ArcGIS либо ГИС класса свободно распространяемого ПО.
Данные, задействованные в работе Системы, разделяются на две категории:
- учетные данные (данные системы электронного документооборота СЭДО), например, постановления, поручения, приказы и распоряжения, заявки, служебные записки, диспетчерская и бухгалтерская информация, бюджеты и отчеты;
- картографические данные (данные геоинформационной системы ГИС).
Основными учетными данными являются данные об объектах, которые имеют или потенциально могут иметь графическое представление на карте. Объекты, как учетные единицы, могут быть представлены как точечные, линейные и площадные объекты на карте. Виды объектов и перечень атрибутов описываются классификатором объектов. Для каждого вида объектов определен набор его атрибутивных данных. К данным ГИС относятся, в частности, картографические данные (растровые и векторные карты местности) и пространственные данные объектов различных видов (границы объектов на карте).
В рамках Системы реализованы функции по хранению, обработке и визуализации данных. Функции Системы реализованы в объеме, достаточном для решения прикладных задач, связанных с обеспечением системы управления документами и процессов территориального управления с картографической поддержкой для нужд муниципальных департаментов и ведомств субъекта Федерации.
Функции интегрированных решений класса ГИСЭДО
Конкретная реализация функций по хранению, обработке и визуализации данных, задействованных в работе Системы, зависит от назначения Системы, учитывает ее специфику и описывается терминами предметной области объекта автоматизации. Однако есть возможность дать общее, не зависящее от конкретного назначения Системы, абстрактное описание реализуемых функций.
Функции по хранению данных
Интеграция системы электронного документооборота (СЭДО) с ГИС должна обеспечивать реализацию функций по хранению данных. Хранение данных подразумевает либо только информационный учет каких-либо данных, либо и учет, и хранение данных.
Функции по хранению учетных и картографических данных должны обеспечивать хранение следующих видов данных:
- иерархическое дерево классификатора объектов;
- перечень обязательных атрибутов объектов разных видов;
- справочники допустимых значений атрибутов объектов;
- реестр картографических слоев;
- реестр объектов, которые имеют (могут иметь) графическое представление на карте;
- картографические слои с пространственными данными объектов (отдельные файлы) и их информационное описание;
- информация о наличии пространственных данных объектов на слоях;
- растровые карты (отдельные файлы) и их информационное описание;
- библиотека условных обозначений (информация о графических атрибутах точечных, линейных и площадных объектов разных видов).
Учетные и картографические данные хранятся в интегрированном хранилище данных, которое включает в себя базу данных СЭДО DocsVision, а также сетевые папки с файлами растровых карт и картографических слоев с пространственными данными объектов.
Функции по обработке данных
Во время работы Системы в интегрированное хранилище данных могут добавляться новые учетные и картографические данные, а также могут редактироваться имеющиеся.
Функции по добавлению новых и корректировке имеющихся учетных данных реализуются стандартными средствами СЭДО DocsVision. К ним в частности относятся:
- ведение классификатора объектов (управление иерархической древовидной структурой видов объектов);
- управление перечнем обязательных атрибутов объектов разных видов;
- ведение справочников допустимых значений атрибутов объектов;
- ведение реестра объектов;
- учет картографических слоев с пространственными данными объектов (информационное описание файлов);
- учет растровых карт (информационное описание файлов);
- управление библиотекой условных обозначений объектов на карте (создание и редактирование условных обозначений для точечных, линейных и площадных объектов разных видов).
Учетные и картографические данные должны быть связаны с друг с другом. Функции, устанавливающие связь между объектами и их пространственными данными, являются основными для интеграции СЭДО DocsVision и ГИС. К таким функциям, в частности, относятся:
- управление информацией о наличии пространственных данных объектов на картографических слоях (при произвольном количестве слоёв);
- установление взаимнооднозначного соответствия между учетной записью объекта в СЭДО DocsVision и его изображением на карте в ГИС;
- поиск в СЭДО DocsVision учетной записи объекта, соответствующего изображению этого объекта на карте в ГИС;
- поиск на карте в ГИС изображения объекта, учетная запись которого выбрана в СЭДО DocsVision;
- применение библиотек условных обозначений к пространственным данных (изображениям на карте) некоторого произвольного множества учетных объектов;
- создание новых слоев, копирование картографических данных из нескольких слоев в один;
- редактирование слоев с пространственными данными с помощью внутренних команд ГИС;
- объединение картографических слоев в группы, координатная привязка растровых карт местности к картографическим слоям.
- ведение истории изменений пространственных данных объектов, (например, создание объектов, изменение границ объектов, удаление объектов с карты);
- трехмерное моделирование на основе атрибутивной информации, хранящейся в учетных записях объектов в СЭДО;
- преобразование (конвертация) картографических данных в ходе выполнения бизнес-процесса, внедрение атрибутивной информации об объектах из базы данных DocsVision в файлы картографических данных;
- сохранение карт (фрагментов карт) в файлы графических форматов (векторных и растровых) для последующего использования.
Помимо этих основных функций в процессе работы с данными Системы в многопользовательском режиме необходимо вести учет того, какие из файлов данных ГИС выдавались для редактирования, какие операции с картографическими данными выполнялись. Для решения этих задач отдельно реализуются следующие функции:
- выдача слоя на редактирование (блокирование слоя);
- учет действий операторов по работе со слоями в целом (создание, изменение, объединение слоев, применение библиотеки условных обозначений);
Функции по визуализации данных
Одной из важных задач, возникающих в процессе интеграции СЭДО DocsVision и ГИС, являются задача обеспечения удобства параллельной работы пользователя в клиенте DocsVision и в среде ГИС. Наиболее актуальным это становится при реализации функций по визуализации учетных и картографических данных единой автоматизированной системы.
Среда ГИС в общем случае может включать в себя такие компоненты, как ГИС-редактор (средство просмотра и редактирования карт) и серверные компоненты для отображения карт в окне веб-браузера. Поэтому функциональность Системы должна обеспечивать удобство просмотра данных всеми возможными в общей среде ГИС способами.
Кроме средств среды ГИС для визуализации информации может использоваться «генератор отчетов», который формирует файл документа с произвольной структурой, который может быть впоследствии отредактирован и распечатан.
К функциям Системы по визуализации данных относятся следующие:
- отображение карт в окне веб-браузера;
- отображение карт в ГИС-редакторе;
- отображение в среде ГИС одного или нескольких слоев, информация о которых хранится в базе данных DocsVision;
- отображение в среде ГИС растровых карт, информация о которых хранится в базе данных DocsVision (c учетом координатной привязки растров к другим слоям);
- отображение в среде ГИС картографической информации, связанной с учетной записью объекта в СЭДО (отображение карт с изображением объекта);
- выбор нескольких объектов на карте, поиск местоположения объектов, масштабирование и позиционирование на изображении объектов;
- отображение произвольного набора атрибутивной информации об объектах (вывод в отдельном окне или отображение непосредственно на карте текстовыми надписями);
- визуализация результатов трехмерного моделирования на основе атрибутивной информации, хранящейся в учетных записях объектов в СЭДО;
- функции «генератора отчетов» по подготовке отчетов, содержащих картографическую информацию: формирование электронных карт (планов, схем) с возможностью вставки в печатную область фрагментов других карт (другого масштаба этой же карты), таблиц, схем, диаграмм, графических объектов (растровых и векторных), масштабной линейки и т.д.;
Автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) класса ГИСЭДО
Одним из примеров системы, реализованной на платформе ГИСЭДО, является созданная нашей компанией автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) муниципального образования. Она предназначена для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной, землеустроительной и иной хозяйственной деятельности на территории муниципалитета, и обеспечивает формирование и хранение достоверной и актуальной информации о территории муниципального образования и регламентах её использования, объектах недвижимости, транспортной и инженерной инфраструктуре.
Автоматизированная ИСОГД по концепции ГИСЭДО разработана и внедрена компанией «Интернет-Фрегат» в Департаменте архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону.
Подробнее об автоматизированной ИСОГД муниципального образования: Создание автоматизированной системы обеспечения градостроительной деятельности
За дополнительной информацией обращайтесь по email work@gisdoc.ru
|